• Тайны старых домов

    Тайны старых домов

    Издательство поставило цель опубликовать в своих книгах историю всех московских домов, построенных до 1917 года. Задача трудновыполнимая, но от этого тем более благородная в наше время, когда на прилавках книжных магазинов доминируют издания, рассчитанные лишь на коммерческий успех и обладающие при этом сомнительной художественной или же документальной ценностью. В 2005-2006 годах издательство «Компания Спутник +» порадовало любителей и знатоков московской старины, выпустив в серии «Старая Москва в границах Камер-Коллежского вала» пять книг. Почти в каждой из них есть и пресненские адреса. Так, в книге «От Манежа до Военторга. Хроника пожаров и разрушений старой Москвы» авторами – А.А. Васькиным и М.Г. Гольдштадтом – в числе других московских зданий прослежена и судьба домов, расположенных на нескольких улицах Пресни: в Большом, Среднем, Малом и Нижнем Кисловских переулках и в Калашном переулке. Читатель, например, узнает, что в доме № 10 в Калашном переулке, построенном в 1820-х гг., в 1920-е годы жил известный артист и режиссер Л.М. Леонидов, которого Немирович-Данченко считал «самым простым актером МХАТа». А одно из самых знаменитых зданий в Нижнем Кисловском переулке – пятиэтажный дом № 8, первые три этажа которого были построены в 1898 году по проекту арх. В.П. Загорского. В разные годы здесь жили драматурги В.В. Вишневский и Б.С. Ромашов, филолог С.И. Соболевский, вдова А.П. Чехова блистательная артистка О.Л. Книппер-Чехова, которую высоко ценил Сталин. В 30-40-х годах в одной из квартир на 5-м этаже жили немецкий писатель-антифашист и драматург Фридрих Вольф и его сыновья – Конрад и Маркус Вольфы, один из которых впоследствии, став режиссером, прославился своими фильмами, а другой, более 30 лет возглавлявший внешнюю разведку ГДР Штази, еще при жизни удостоился звания непревзойденного разведчика. Еще одна книга тех же авторов, где много пресненских адресов – фотопутеводитель «От Тверской до улицы Горького и обратно по старой Москве», выпущенный в 2006 году. Из этого довольно объемного издания можно узнать немало интересного о судьбе старых домов, построенных в разные века и в разные годы в Газетном, Брюсовом, Вознесенском и Леонтьевском переулках, Шведском тупике, а также на других улицах района. Эти адреса связаны с самыми разными именами – Неждановой, Качаловым, Шостаковичем, Есениным, Райх, Мейерхольдом, которые жили в Брюсовом переулке; Сумароковым, Баратынским, Вяземским, Шаляпиным, Александровым, Дуровыми, жившими в Вознесенском переулке. В особняке № 9 в Вознесенском переулке, принадлежавшем князю П.А. Вяземскому, А.С. Грибоедов читал «Горе от ума», а А.С. Пушкин – «Бориса Годунова». В доме № 6 в Леонтьевском переулке с 1921 по 1938 гг. жил К.С. Станиславский, одно время улица носила имя режиссера. А в домовладении № 11-13 жил Н.С. Мартынов, убивший в 1841 году на дуэли в Пятигорске Михаила Лермонтова. Интересно, что до роковой ссоры поэт и его будущий убийца дружили, Лермонтов неоднократно бывал в гостях у Мартыновых в Леонтьевском… В этих двух книгах много и адресов, не связанных непосредственно с Пресней, но, в любом случае, рассказы о старых московских домах и судьбе их обитателей познавательно будет прочесть каждому, кто считает себя москвичом. Не меньше удовольствия принесет любителям истории и знакомство с фотоальбомом путеводителем «Архитектура сталинских высоток Москвы», увидевшим свет в 2006 году. В нем собрана информация обо всех сталинских высотках, которых в столице семь. Но пресненцам, конечно, будет интересна, прежде всего, та, что находится на территории нашего района – на Кудринской площади (бывшей площади Восстания). Авторы книги – А.А. Васькин и Ю.И. Назаренко – знакомят читателя с разными любопытными сведениями об одном из самых красивых и величественных жилых домов столицы. Строилась высотка на Кудринской с 1948 по 1954 гг. – по проекту архитекторов М.В. Посохина и А.А. Мндоянца, ориентировавшихся при его создании на национальную традицию, и, в частности, на памятники русского барокко. Поэтажный план предусматривал расположение 452-х квартир, а также магазина на первом этаже, кинотеатра, тоннеля и гаражей в цокольном этаже. Высота центральной части здания без учета длины восьмигранного шатрообразного шпиля – 125 метров, со шпилем – 160. В боковых корпусах – 18 этажей, в центральном – 22. Уступчатая структура высотки обеспечивает плавный переход от ее мощного главного массива к ансамблю Кудринской площади, окружающему здание. «В его композиции использованы глубинные принципы древнерусского зодчества: ярусность объемов, выразительность силуэта, равноценно воспринимающегося со всех сторон, полихромия, связь с градостроительным окружением…», – подчеркивали ведущие архитекторы и специалисты. Как пишут авторы, высотный дом на площади Восстания со временем должен был войти в число небоскребов, построенных на площадях Садового кольца. По проекту они образовывали «корону» для центра Москвы. Не многим известно, что на строительстве высотных зданий применялись самоподъемные башенные краны – передовое по тем временам явление, и что при возведении высоток активно использовался труд заключенных, о чем в то время, конечно, не писали в газетах. Повествование сопровождается богатым иллюстративным рядом. Авторы знакомят читателя с альтернативным проектом высотного здания на площади Восстания. Он был разработан архитектором В. Олтаржевским, репрессированным в 1930-е годы, но привлеченным позже – в силу его большого авторитета в профессиональной среде – к разработке архитектурных проектов высоток. С этими и другими книгами издательства «Компания Спутник +» пока можно познакомиться лишь в библиотеке имени Ленина или приобрести их в книжных магазинах. Надеемся, что со временем они появятся и в библиотеках Пресни.