• Три Спаса

    14 августа – медовый Спас, и с этого дня считалось, что пчелы не носят больше медового нектара с цветов. На Руси строгие блюстители православных обычаев начинали есть накачанный за лето мед, предварительно освятив его в церкви, верили в особенно целебные свойства этого меда. Этот Спас – лакомка, пасечники одаривают детей медом в чашках, а те в благодарность исполняют «спасовскую» песню. В старину на Спасе святили также воду в реках и прудах, а затем купались в них – ради укрепления здоровья. Святят также мак, от чего праздник получил еще одно название – «Маковей».

    19 августа – яблочный Спас, или «Преображение Господне». Именно в это время на наших широтах поспевает большинство овощей и фруктов, особенно яблок. И в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют. Существует поверье, что на Преображение они становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется.

    Несмотря на прямое указание Служебника нести в церковь и благословлять все виды плодов по мере созревания, многие люди уверены, что яблоки нельзя есть до праздника Преображения, но это правило монашеское, а что обязательно для монахов, не всегда обязательно для мирян.

    В целом же Церковь не знает поста на яблоки. Ей просто важно научить людей быть благодарными Богу за Его дары. «Неужели Господь хочет, чтобы из года в год гнили ранние сорта яблок, созревающих задолго до Преображения? Он хочет, чтобы его дары принимались с благословением и благодарностью. Кстати, во многих приходах так и делают: освящают яблоки, как и другие виды плодов, раньше, примечательно к климату, как это и было задумано церковным уставом».

    Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. А потому в старину существовал обычай – в этот день в широком поле встречать песнями закат первого осеннего солнца.
    29 августа – ореховый Спас. В народе третий Спас называли ореховым, хлебным Спасом. Ореховым потому, что к этому дню обычно созревают орехи. Хлебным, потому что накануне заканчивается жатва хлебов. В этот день пекли пироги из муки нового урожая. К этому дню крестьянки заканчивали белить домашние полотна, освящали их святой водой, после чего уже начинали продавать.

    С этим праздником связано много народных традиций, обрядов, пословиц и поговорок. В этот день определяли будущий урожай, погоду на следующую осень и зиму.
    Reply Follow