• Авто вместо примуса

    Авто вместо примуса

    Скульптор Александр Рукавишников, автор памятника Булгакову, недавно в интервью одной из газет так вспоминал ситуацию полуторагодовой давности: «Скандал был наполовину политический. В Краснопресненской управе был такой дяденька Краснов, который хотел стать мэром. Деньги платили пенсионерам, потому коммунисты с флагами ходили, орали… Я думаю, это было неискреннее возмущение. Ее просто довели, эту интеллигенцию. И, естественно, никому из нас не дали возможности объяснить замысел памятника… Не люблю, когда так громко орут. Может, эти скульптуры на Патриарших не нужны. Может, им в центре Москвы не место (хотя не мы его выбирали)». Нынешние Патриаршие после ремонта скульптору не нравятся: «Сделали все по указке этих… скажем так, жителей. И что получилось? Парк для заключенных концлагеря: розовые бордюры из полированного гранита, фонарики с узорами, решеточка, обычный сталинский парк».
    Трудно сказать, как воспримут высказывания скульптора жители района и те, кто в свое время встал на защиту Патриарших. Ведь среди них были видные мастера культуры, депутаты Московской городской и Госдумы. По сообщениям СМИ, творения, которыми предполагалось увековечить Патриаршие, украсят теперь Воробьевы горы. Булгаков вместе с героями романа «Мастер и Маргарита» поселится на средней террасе берегового склона между Андреевским монастырем и метромостом. Проект одобрен общественным градостроительным советом при мэре Москвы.
    В структурной композиции Александра Руковишникова многое изменилось по сравнению с первоначальным вариантом для Патриарших прудов. Вместо примуса, который там был, появился автомобиль с Мастером и Маргаритой. Он не реальный, а фантастический – громадный черный кабриолет, как в романе. Машина будто взлетает над городом с края обрыва. Изменился образ Иешуа. Теперь он стоит не на воде, а на берегу. Библейскую линию романа представляют Левий Матвей (его раньше не было), Иешуа и Понтий Пилат с собакой. Потусторонние силы – автомобиль с водителем-Грачом и с Мастером и Маргаритой, взлетающие над Москвой, Кот-Бегемот и Коровьев. А третья линия – это сами читатели или зрители, то есть москвичи, которые придут на Воробьевы горы и будут рассматривать композицию.