• В знак доброго начинания

    Из глубины веков В Древнем Египте Новый год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). Разлив Нила был очень важен, так как только благодаря этому в пустыне вырастало зерно. В Новый год статуи бога плодородия Амона, его жены и сына ставили в лодку, которая плавала по Нилу месяц, сопровождаемая повсюду пением, танцами и весельем. В Древнем Вавилоне (территория современного Ирака) Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город, чтобы народ мог веселиться и делать, что хочет. Затем царь и свита торжественно возвращались во дворец, и это служило сигналом об окончании праздников и начала трудовых буден. Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии), встречали Новый год в конце октября. Праздник назывался Sumhain от “summer’s end” (конец лета). В Новый год кельты украшали жилища омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кельты унаследовали много римских традиций, в том числе требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили золото и украшения. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток. C Х по XV век началом нового года на Руси считалось 1 марта. В XV веке празднование было перенесено на 1 сентября, а в 1669 году Петр I издал указ, по которому приказал считать началом года 1 января: “Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить людям головы и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках с гор катать. А взрослым людям мордобоя и пьянства не учинять - на то других дней хватает”. Как появилась рождественская елка Трактовка дерева как символа жизни – традиция более древняя, чем христианство, и не принадлежит какой-то отдельной религии. Еще жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день в году, приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью. Жрецы-друиды вешали на дубовые ветки золотые яблоки во время праздника зимнего солнцестояния. Предполагают, что первые неукрашенные рождественские елки появились в Германии в VIII веке. Первое упоминание о ели связывают с монахом Бонифацием, который читал друидам проповедь о Рождестве. Чтобы убедить идолопоклонников в том, что дуб не является священным деревом, он срубил один из дубов. А когда тот падал, повалил на своем пути все деревья, кроме молодой ели. Бонифаций представил это как чудо и воскликнул: “Да будет это дерево деревом Христа!” В XVII веке рождественская елка стала уже распространенным атрибутом праздника во всей Европе. В то время елка украшалась фигурками и цветами, вырезанными из бумаги, яблоками, вафлями, позолоченными вещицами. Успех рождественской елки в протестантских странах был еще большим благодаря легенде о том, что сам Мартин Лютер первым придумал зажигать свечи на ёлке, когда шел домой, сочиняя рождественскую проповедь. Блеск звезд, мерцающих в небе среди елей, внушил ему благоговение. Чтобы продемонстрировать эту великолепную картину своему семейству, Мартин Лютер поставил ель в главной комнате, укрепил на ее ветвях свечи и зажег их. В России обычай украшать жилище елочными ветками пошел с Петра I, но елки в домах не ставили. В 30-е годы XIX века первые елки появились на празднике только в домах петербургских немцев. А публично в столице их начали ставить только в 1852 году. К концу XIX века елки уже были главным украшением и городских, и деревенских домов, и в XX веке были неотделимым атрибутом зимних праздников вплоть до 1918 года, когда из-за принадлежности украшенной елки к Рождеству (то есть религии), она была запрещена на целых 17 лет (до 1935 года). Кстати, только в 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
    Ответить Подписаться