• Ополчась на море бед…

    - Мы дети военных лет России. Но в душе у нас была какая-то огромная радость, свет победы, желание творить. Годы нашей юности были особенно театральны. Заезды Шекспировского театра, Гамлет Пола Скоффилда, охлопковская постановка "Гамлета" с Евгением Самойловым, который потряс меня своим темпераментом так, что на 2-м курсе Щукинского училища я поставил сцену, где принц, видя призрак отца, убивает Полония. ... Как ты решился - пытались одернуть меня. А я был одержим... Вот эта одержимость, по-моему, тоже черта "шестидесятников". - Как вы полагаете, в этой сцене принц действительно видит тень отца, ведь королева-мать его не видит? - Он - на высшей точке эмоций. Я лично не исключаю в жизни галлюцинаций. Однажды я лежал "у Склифосовского" после операции, с язвой... Тогда я рвался душой к роли царя Федора, был одержим ею, и слег, наверное, оттого, что она тогда была недостижима. Я три месяца не спал. Ко мне пришел... призрак Охлопкова. "Ты не волнуйся, - сказал он, - ты просто жди своего часа. Ты сыграешь эту роль". Через 10 лет после премьеры это произошло. - Эдуард Евгеньевич, ваш Гамлет в театре им. Маяковского особенный - чистый, нежный, поэтичный... - "Твой Гамлет, - говорил мне Охлопков, - Бэмби в лесу жизни. Он сталкивается с коварством, злом, нарывается на удар, еще на удар... Ив конце концов возрастает и вступает в бой". И мне было-то 22 года, я был провинциал, ворвавшийся в Москву. Вырос я в Вильнюсе. Нити не оборвались я в Литве, в Паневежском драматическом театре - теперь имени Юозаса Мильтиниса, поставил "Обыкновенную историю", "Иванова" с Банионисом в главной роли. С Донатасом мы подружились на съемках "Красной палатки", жили в одном кубрике... - Какая из ваших ролей в кино наиболее близка вам? - Вот именно Мальнгрем. - А в театре? - Я говорил, что меня потрясло много лет назад исполнение роли Гамлета Евгением Самойловым. После училища я показался именно в этой роли Охлопкову - с актерами его театра. И был потрясен, услышав его: "Хочешь играть у нас Гамлета?" И я сказал - да. Наверное и это черта "шестидесятников" - бросаться в бой - потом разберемся. - Наверное, и спектакль "Не было ни гроша, да вдруг алтын" вы поставили для Евгения Валериановича? - Да, да. Я сразу решил, что именно он будет играть главную роль. Я в тайне хотел отблагодарить его за те прекрасные мгновенья, когда я видел его на сцене. И как он играет сегодня. А ведь весной ему исполнится 85 лет! - Эта постановка очень интересна, в ваше Замоскворечье можно войти, жить в нем... - Такова была цель - погрузиться, как в колодец, в прошлое, ведь действие происходит не в 1871 году, когда была написана пьеса, а тридцать лет назад" в сороковые, гоголевские, лермонтовские годы. Мне хотелось соткать живую ткань той жизни и сказать: не в деньгах счастье, счастье в любви, в чистой совести. Герой Самойлова - скупой, на крови делающий свои деньги. И потеряв толику, он лишает себя жизни. - Эдуард Евгеньевич, а какая самая зачитанная книга в вашей домашней библиотеке? - "Воскресение". Недавно перечитал всего Толстого. Я готовлюсь к "Воскресению", недавно представил Юрию Мефодьевичу Соломину, руководителю нашего Малого театра, шестой вариант инсценировки, думаю, будет и седьмой... - Ваш дом на Брестской, в чем его особенность? - В нем есть актерские семьи. Недавно мы отстояли наш дом: нас хотели выселить, надстроить два этажа... - А кто живет с вами здесь, в вашей квартире? - Жена Лилия, она экономист. Старший сын Кирилл уже актер Малого театра, сейчас в армии. Младший готовится поступать в Щукинское училище. - Какая из пресненских проблем вас волнует? - В Театре киноактера я поставил пьесу "На дне", ее проблема - братство людей, не содружество, а именно братство. В ней - созвездие актеров, но пьеса не идет... - Скажите, как вам видится будущее. Неужели в темных тонах? - Я оптимист. Россию не убьют, она воскреснет. Я воспринимаю ее не как страну, а как судьбу. Понять Россию нельзя, ее надо любить, работать для нее, служить ей. Помните чеховское - "Вся Россия - наш сад..." - Ваши пожелания пресненцам. - Дайте, я напишу им сам несколько строк...
    Reply Follow