• Её голос дарит… тишину

    - Ваше самое первое воспоминание о приходе в мир - тоска или радость? - Не знаю. Покой, скорее. Мамины, бабушкины руки. От детства осталось колыбельное впечатление. - Вы родились в Кемерово. Что главное в сибирском характере? - Упорство и незлобливость. Буйные, стихийные, но неразрушительные силы. Ведь в Сибири необыкновенно широкий горизонт, и необыкновенно глубокий - там видно вдаль на несчетно много километров. В Питере, где я теперь живу, те же деревья, и те же горизонты. Но чего-то не хватает. Оказывается, удаленности горизонта. Характер сибиряков как Байкал: чистейшая вода, необыкновенная глубина, необыкновенный размах, красота и переменчивость, непредсказуемость... - Откуда ваши песни? - Я училась как пианистка сначала в музучилшце в Кемерово, потом в Ленинграде, изучала дисциплины музыкальные, ездила в фольклорные экспедиции. Репертуар перенимала от народных певиц, среди них есть такие, которые знают больше 500 песен. - Была одна учительница или все собирали по крупицам? - Была. Ольга Федосеевна Сергеева. Она крестьянка, живет в деревне Церковицы под Псковом. Ее голос звучит в начале фильма Тарковского "Ностальгия". - Но ваш необыкновенный голос. Как он был найден? - Многими часами, упражнениями. Говорят все зависит от того, как ты предслышить, как должно быть, от цели, как бы светящейся впереди. - Так бывает в деревне. Женщина говорит одним голосом, а запоет - и раз, зазвенит в поднебесье... - Есть много традиций звукоизвлечения. И вокальный уклад у каждой деревни был свой, было такое многоцветье. Потом оно было усреднено, усечено. Я не люблю про это говорить, на душе так горько становится. - А каких певцов вам самой - наслаждение слушать? - Любого народного певца. Даже старенькую бабушку, у которой голоса нет. В народе не поют песню, не сказывают, ее играют. Многие превратно понимают - пошел молодец на Пресню - значит изображай, как идет он, молодец. Игра - есть игра голосом, разнообразье и разноцветье голоса. Как говорят на Пасху: "солнце играет". Когда бабушку слышишь, диву даешься, как бы она стара ни была, а голосом она играет. - У вас в репертуаре песен, романсов не счесть... - Счесть-то можно, но надо ли? - На нынешнем концерте в Киноцентре мне понравилась баллада "Райская птичка". - Это старинный кант, поют его многие ансамбли. А я пою одна - и поэтому музыку к нему сама написала. - А какие еще песни вы написали? - Романс на слова Лермонтова "Когда волнуется желтеющая нива". Мне заказали его для фильма о Леониде Утесове. В последние дни жизни он просил жену читать ему это стихотворение... и создатели фильма решили, чтоб была песня. Так же, в поисках музыки для неосуществленного моего фильма я открыла для себя романс прекрасного русского композитора Александра Варламова тоже на слова Лермонтова - "Молитва". - У нас есть традиционный вопрос к собеседникам на Пресне. Ваше ощущение будущего страны? Радом со мной сидела Елена Камбурова. Она сказала о вашем пении: Это сама Россия". Итак, какая птица будет петь - печали или радости - на Руси? - Уповать надо. Молиться надо. Конечно, надежда всегда должна быть.
    Ответить Подписаться