• Ты со мной, моя любовь

    - Раньше кинематограф был частью жизни страны, девчонки и мальчишки за нами бегали. Но и сейчас слышу: "Вы наша любимая, вы наша родная". Кто-то помнит все мои роли, мужчины говорят: "Я женился на девушке, которая была на вас похожа", или; "Когда мы смотрели фильм "Моя любовь", у нас завязался роман". Или одно письмо военных лет. Люди пришли на фильм "Парень из нашего города" и во время сцены в госпитале, где я пою перед ранеными "Жди меня, и я вернусь", а съемки шли в настоящем госпитале, они увидели своего сына, который считался погибшим. Пережила минуту "между жизнью и смертью" на одном из концертов в эвакуации и я. Муж мой, Сергей Добрушин, погиб под Смоленском. Вернее, пропал без вести. И вот во время концерта подбегает ко мне женщина, в руках у нее телеграмма: "Ой, я вам принесла такую радость!" Вскрываю телеграмму: "Смирновой. Жив, здоров. Кирилл". Отдаю: "Это не мне". Знаете, мои счастливые дни до войны связаны именно с Красной Пресней. Мы с Сергеем жили на малой Бронной, у Патриарших. А знаете, как мы встретились? Я была спортсменкой, ходила на байдарке, на лыжах. Однажды с друзьями шли на лыжах по лесу, навстречу нам - другая компания. Высокий стройный парень остановился. Не могла оторвать от него глаз и я. Мы остались одни. Именно на Малой Бронной услышала я весть о войне. Мы собирались в отпуск, посреди комнаты стояла байдарка. Я пошла в булочную и там узнала - война. Он уходил добровольцем. Мы шли по нашему переулку у Патриарших. Он мне сказал: "Ты меня только до Садовой проводи, до угла, дальше не надо". И еще - "Когда я уйду, ты не оглядывайся". Фильм "Парень из нашего города" снимали в 1942-м. Странно переплелась моя судьба и судьба его героини - Вари. И когда я говорила о Сергее Луконине: '' Если с ним что-нибудь случится, от меня ведь не скроют", я думала о своем Сергее. Мой Сергей был журналистом, знал пять языков. В доме журналиста мы часто бывали, встречали там Новый год, и каждый раз, когда меня туда приглашают, я волнуюсь - вспоминается прошлое до мельчайших подробностей. Вот Сергей приходит с работы и я читаю ему монолог Джульетты. Я училась и потом начала работать в Камерном театре. Сначала поступила в авиационный, вечером училась, днем работала статистиком. Но, бывая с мужем в театре, ловила себя на том, что завидую тем, кто на сцене. Подала заявление во все театральные вузы - и везде поступила. Студию при Камерном выбрала, потому что он ближе в к моей Малой Бронной. Но когда я увидела Алису Коонен, когда она стала заниматься с нами... Помню ее уроки о пластике, ее руки. И Лидия Николаевна на секунду поднимает свои руки - в темном шелку они гибки, гибок и ныне каждый сустав ее столько натрудившихся рук. - Алиса Коонен, - продолжает свой рассказ актриса, - после исполнения Джульетты подарила мне ожерелье из розового перламутра, привезенное из путешествия. И уже через много лет - свою книгу с надписью "Любимой ученице". Да, Пресня мне дорога. - И ведь именно на Пресне театр киноактера. - Это особенный дом, где я работала вместе с Жизневой, Цесарской, Гариным, Бабочкиным, Диким, Судаковым, где творили чудо Тенин и Сухаревская. Я играла в спектаклях "За тех, что в море"', "Анжело", "Тиран Падуанский", "Последние", "Суровое поле" и других. Одно могу сказать - театр такой нужен. Какие же актеры без сцены? Театр этот в свое время многим актерам не только продлил творческую жизнь - он спас их. И знаете, именно пресненцы в пятидесятые годы меня выбрали в райсовет. Погодите-ка. Через несколько секунд Лидия Николаевна возвращается с удостоверением депутата Краснопресненского райсовета. Вспоминает, как чуть ли не до министра дошла, добиваясь очистки прудов на Студенце. - Лидия Николаевна, все-таки "Моя любовь" - наша зрительская первая и вечная любовь. А скажите, где сегодня мальчик Феликс, которого снимали в фильма? - Феликс Черноусько совсем недавно получил звание академика. На вечере, посвященном "Женитьбе Бальзаминова", был его отец. - Скажите, о чем в жизни вы сами говорили: "Это моя любовь ". - Я за любовь действенную - к матери, к дочери, к мужу, к Родине. Так хочется, чтобы в России все было светло, по совести, что верю - так будет. И в то же время, когда говорю это, возникает чувство вины. Ох уж эта наша лень! Надо всем миром взяться, а не каждому в отдельности. - Вы столько женских ролей сыграли, чем порадуете сегодня? - На днях "У Ханжонкова" премьера фильма "Приют комедиантов". Снимаюсь уже 55 лет. - В чем же секрет вашей молодости и красоты? - Это - верность профессии. Дисциплина, зарядка, подтянутость, умение, как говорит Бальзаминов "себя ограничить". Отнять у меня мою профессию - и меня нет.
    Ответить Подписаться