• Бульвар для двоих

    Тверской - самый старый и тихий из всех московских бульваров. Разбит он значительно раньше Яузского и Гоголевского на месте снесенного участка стены Белого города - в конце XVIII века. По красоте и притягательности его сравнивали с Невским. Благородная светская публика предпочитала его самым парадным, широким и престижным улицам города. Здесь любили встречаться влюбленные, они и прозвали Тверской бульваром для двоих. В облике бульвара было что-то особенное, милое сердцу. За чистотой следила специальная команда солдат, которые относились в своим обязанностям не менее ревниво, чем дворники: ухаживали за посадками, посыпали чистым, промытым песком дорожки. Современники Пушкина воздыхали: "Вот место славное гулянием своим.1" Да и где еще так славно, с такой любовью были устроены цветники, бассейны. Посреди этой галереи размещалась "Арабская кондитерская ". Сегодняшние посадки деревьев едва ли напоминают тот очаровательный Тверской прошлого века. О времени строгого классицизма, когда даже деревья рассаживались в строжайшем порядке, весьма отдаленно напоминает разве что центральная аллея, самая широкая из всех. Тверской - это замечательное место, которое сохранило немало уникальных свидетельств двух веков. Некоторые краеведы склонны полагать, что собственно история Тверского начинается после отступления Наполеона в 1812 году. Именно в это время здесь вырастают нарядные дворянские особняки, пять дошедших до нас ампирных зданий по четной стороне бульвара, ближе в Тверской (Тверской бульвар NN24-28), среди них особенно хорошо сохранился дом екатерининского вельможи Римского-Корсакова, к которому захаживал Пушкин. Мало где еще в городе вы встретите такую великолепную не изуродованную временем застройку. На старых особняках архитекторы различают дошедшие до нас замковый камень, тонкую лепнину фризов, пилястры с изящными капителями. Сменяющиеся хозяева не позволяли себе нарушать первозданную красоту архитектуры. Но не всем зданиям одинаково повезло. Особняк XVIII века, который занимает драмтеатр имени А.С.Пушкина, Мамонтовы, Поливановы, Вырубовы, владевшие им, в разное время переделывали по своему усмотрению, купцам Паршиным вздумалось приспособить великолепный дом сей под театр. Молодой режиссер Таиров насоветовал им такого, что чуть было не поссорил с духовенством. Раздоры вызывала сценическая коробка, которая упиралась в церковь Иоанна Богослова. Первой премьерой открывшегося здесь в 1914 году театра стала древнеиндийская драма "Шакунтала", о смысле ее названия непросвещенным обывателям приходилось только догадываться. Режиссер Таиров со своим театром пережил революцию, заслужил расположение новой власти и особенно прославился постановкой "Оптимистической трагедии " Вс. Вишневского в 1933 году. Выдающегося режиссера, судя по всему, мало волновала былая прелесть здания. И лишь в начале восьмидесятых нашлись неравнодушные, которые во время одного из ремонтов под наслоениями краски и штукатурки обнаружили - о, диво! -мраморные стены. Мрамор каждого зала имел свой оттенок, от желтого до голубого. Мрамором был облицован даже потолок одного из залов. На потолках других залов проступила акварельная прорисовка плафонов XVIIIвека. Пришлось звать реставраторов. С их помощью и были открыты "Пушкинские залы ", которые служат фойе. Здесь проводятся камерные, литературно-музыкальные вечера, ставятся некоторые спектакли. С другим театральным деятелем - М.Ермоловой - связан дом под N11. он принадлежал когда-то известному московскому адвокату Н.Шубинскому, мужу великой актрисы. Совершая прогулку по Тверскому, невозможно не остановиться и у здания Литинститута, которое М.Булгаков описал в романе "Мастер и Маргарита "как дом Грибоедова, и у гранитного куба с надписью на одной из сторон:' 'В память о революционной борьбе московских рабочих в сентябре 1905 года и в октябре 1917 года". Приметы и прошлого и настоящего настолько тесно переплелись здесь между собой, что одинаково дороги и пожилым, и только вступающим в жизнь людям.
    Ответить Подписаться