• Булгаковская Пресня

    Булгаковская Пресня

    Категории: №11, История
    Не только часть действия самого мистического, самого «гоголевского» романа Булгакова разворачивалась на улицах нашего района. Туго переплетена с Пресней значительная часть жизни самого писателя. Уже через несколько дней после того, как Михаил Афанасьевич по его собственным словам «приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда», он вместе с женой – Татьяной Николаевной Булгаковой (Лаппа) – поселился в коммунальной квартире № 50 дома № 10 на Большой Садовой улице (на фото внизу), в комнате мужа свой сестры – Надежды Афанасьевны Булгаковой-Земской. Именно в эту «нехорошую квартиру» через несколько лет писатель поселил героев «Мастера и Маргариты» – Берлиоза и Лиходеева, которых так бесцеремонно потеснил Воланд со своей бесподобной свитой. В ноябре 1921 года Булгаковы официально прописываются по этому адресу. Комнатка на пятом этаже становится их жилищем на три года. Здесь писатель в полной мере вкусил «прелести» обитания в столичной коммуналке, отобразив их позднее в своих произведениях. Но, надо сказать, боялся лишиться и этого – ситуация с жильем в Москве в первые годы Советской власти сложилась не менее удручающая, чем сегодня. Вообще для начинающего литератора, не имевшего за душой ни гроша, это было нелегкое время. В голове его роились замыслы, требовавшие воплощения на бумаге, а силы и время уходили на добывание хлеба насущного. «Бьемся оба как рыбы об лед. Самое главное, лишь бы была крыша. Комната Андрея – мое спасение… – пишет Булгаков матери в ноябре 1921 года, имея в виду комнату А. Земского на Б. Садовой. – Оба мы носимся по Москве в своих пальтишках. Я поэтому хожу как-то одним боком вперед (продувает почему-то левую сторону). Мечтаю добыть Татьяне теплую обувь. У нее ни черта нет, кроме туфель. Но авось! Лишь бы комната и здоровье!». И в этом же письме: «Бережем каждое полено дров. Такова школа жизни». Чтобы свести концы с концами, Булгаков вынужден заниматься в смежных литературе областях. В частности – в журналистике, с которой нашел общий язык, еще живя на Северном Кавказе. Спустя несколько дней после приезда в столицу он устраивается секретарем в Литературный отдел Главполитпросвета Наркомпроса (Сретенский бульвар, 6). Правда, уже через два месяца ЛИТО расформировывают. Поменяв за полгода несколько мест работы, Булгаков наконец-то находит более-менее постоянную – в апреле 1922 года его берут обработчиком писем в газету «Гудок». Коллегами молодого литератора были Ю. Олеша, В. Катаев, И. Ильф и Е. Петров. Позже, в 1924 году, в своей «Автобиографии» Михаил Афанасьевич напишет: «В Москве долго мучился; чтобы поддержать существование, служил репортером и фельетонистом в газетах и возненавидел эти звания, лишенные отличий». С мая 1922 года Булгаков сотрудничает с берлинской русской газетой «Накануне». В ней и на страницах ее еженедельного «Литературного приложения», а также в других газетах, журналах и альманахах начинает публиковаться то, над чем писатель работает в квартире № 50 на Б. Садовой в свободное время, часто – в ущерб отдыху, по ночам: рассказы «Необыкновенные приключения доктора», «Красная корона», «Китайская история», «Псалом», «Ханский огонь», «№ 13 – Дом Эльпит-Рабкоммуна», повести «Записки на манжетах» и «Дьяволиада», роман «Белая гвардия» и др. Жизнь постепенно налаживается. Продуваемое пальтишко сменяется длиннополой меховой шубой, улучшается рацион питания Булгаковых, они обзаводятся приятелями, многие из которых живут неподалеку. Так, писатель нередко бывал в доме № 12 в Малом Козихинском переулке, где жили его знакомые – юрист Владимир Коморский с супругой. 30 мая 1923 года он вместе с другими литераторами и журналистами участвует в вечере, устроенном здесь в честь писателя А.Н. Толстого, приехавшего из Берлина. Перед тем как в конце 1924 года поменять местожительство, Булгаков переезжает в квартиру № 34. Стены дома на Б. Садовой становятся свидетелями расставания писателя с первой женой – Т.Н. Булгаковой, брак с которой длился 11 лет. К этому времени Михаил Афанасьевич уже почти год как был знаком с Любовью Евгеньевной Белозерской – своей будущей второй женой. В книге «Воспоминания» она позднее напишет: «Все самые важные разговоры происходили у нас на Патриарших прудах. Одна особенно душевная беседа, в которой Михаил Афанасьевич – наискрытнейший человек – был предельно откровенен, подкупила меня и изменила мои холостяцкие настроения. Мы решили пожениться». Начинаются скитания молодоженов по разным комнатам и квартирам. Последнее место жительства Булгакова на Пресне – антресоли здания бывшей гимназии, располагавшейся в доме № 46 на улице Герцена (ныне – Большая Никитская). Брата с женой приютила на некоторое время все та же Н.А. Земская, работавшая директором школы. «Получился «терем-теремок» – вспоминает Л.Е. Белозерская-Булгакова. – А в теремке жили: сама она, муж ее Андрей Михайлович Земский, их маленькая дочь Оля, его сестра Катя и сестра Н.А. Вера. Это уже пять человек. Ждали приезда из Киева младшей сестры Елены Булгаковой. Тут еще появились и мы. К счастью, было лето и нас устроили в учительской на клеенчатом диване, с которого я ночью скатывалась, под портретом сурового Ушинского…». Вскоре Булгаковы перебираются в покосившийся флигелек во дворе дома № 9 по Обухову, а ныне – Чистому, переулку. С этого момента «квартирный роман» писателя с Пресней переходит исключительно в платоническую фазу. Он будет здесь бывать еще много раз, но жить на его территории ему уже не доведется никогда. Это за него станут делать герои его книг. Сам же Михаил Афанасьевич еще не раз будет «с ужасом» думать «о квартирном вопросе», арендуя жилье и мечтая о своем собственном. С 1926 по 1929 год М.А. Булгаков часто бывает в Московском Камерном театре, располагавшемся на Тверском бульваре, 23 – ныне здание занимает театр им. А.С. Пушкина. В январе 1926 года Булгаков подписал договор с руководством театра на пьесу «Багровый остров». В процессе работы над ней он встречается с режиссером А.Я. Таировым и труппой театра. Премьера спектакля состоялась 11 декабря 1928 года. А в июне 1929 «Багровый остров» прошел в Камерном в последний раз – еще весной Главрепертком принял решение о снятии с репертуара всех пьес Булгакова. На конец тяжелейшего для писателя 1928 года приходится начало его работы над первыми редакциями романа «Мастер и Маргарита». В 1920-30-х годах на Тверском бульваре, 25, в Доме Герцена «квартировался» Клуб писателей (ныне здание занимает Литинститут им. Горького). Приходил сюда и Михаил Афанасьевич. Наблюдения, которые он здесь почерпнул, нашли отражение в описании «Дома Грибо-едова», фигурирующего в «Мастере и Маргарите», и нравов МАССОЛИТа. Кстати, прообразом этой организации была Российская ассоциация пролетарских писателей (РАПП), «клевавшая» в свое время не только Булгакова, но и Маяковского, Замятина и Пильняка. Еще один прототип Грибоедовского дома – Дом печати, занимавший домовладение № 8 на Никитском бульваре, (в настоящее время – Центральный дом журналиста). Сложные чувства, которые питал к заведению и к некоторым из его завсегдатаев Михаил Афанасьевич, объяснимы. В годы, когда драматургический его талант снискал успех у московской публики, здесь устраивались так называемые «антибулгаковские» диспуты, имевшие мало общего с литературой и театром. На них озлобленные завистники «громили» сценические произведения драматурга, зарабатывая себе тем самым дешевую популярность, которая, впрочем, сгинула бесследно вместе с когортой бесталанных «булгаковофобов». 15 мая 2004 года, в день рождения писателя, в доме № 10 по Большой Садовой открылся культурно-про-светительский Центр «Булгаковский Дом». А 26 марта 2007 года мемориальной квартире М.А. Булгакова, открывшей свои двери для посетителей еще в начале 90-х, был присвоен статус Государственного Музея г. Москвы. Он создан на базе Регионального общественного фонда содействия возрождению и развитию культуры им. М.А. Булгакова, учрежденному в 1990 г., и коллекции Международного Благотворительного фонда им. М.А. Булгакова. На радость всем, кому дорог Михаил Булгаков и герои его книг, здесь отмечаются памятные даты, связанные с жизнью и творчеством писателя, организуются выставки и экскурсии. В сквере у Патриарших весной и осенью устраиваются праздники, посвященные Булгакову. Во МХАТе им. Горького и других столичных театрах по-прежнему ставятся его пьесы. Переиздаются книги – немало усилий для увековечения наследия писателя приложила его третья жена – Елена Сергеевна Булгакова (Шиловская). Новый всплеск интереса к Булгакову вызвала экранизация романа «Мастер и Маргарита», пусть и не безупречная, но все же… Хочется надеяться, что когда-нибудь одной из улочек, по которым ходил писатель, будет дано его имя, и что в Москве найдется место для памятника Мастеру. Но в любом случае в городе, который Михаил Афанасьевич любил, он вопреки неумолимому течению времени продолжает жить – и, прежде всего, в сердцах поклонников его таланта…